Внутриполитический кризис в Грузии: причины и возможные развития
10 м. | 2020-01-24В последнее время внутриполитическая жизнь в Грузии, политические развития в целом активировались. Это все было ожидаемо, и необходимо отметить несколько основных пунктов.
Во-первых, все это происходит на фоне определенного спада в экономике Грузии и обесценивания за последние годы национальной валюты (лари). В стране сложилась довольно сложная экономическая ситуация. Однако, несмотря на такой фон, обеспечивается объем инвестиций на уровне одного миллиарда. Но рядовые граждане все же видят ряд проблем. И все это привело к тому, что за последние два года уровень недовольства вырос, а рейтинг правящей команды при этом продолжает падать. Проведенные в последнее время социологические опросы также свидетельствуют об этом. Отмечается, что правящая «Грузинская мечта» пользуется поддержкой лишь 20-25% , а число недовольных или несориентировавшихся граждан достигает 30-35%.
Все это наряду с другими процессами привело к начавшимся 14 ноября развитиям, когда в парламенте должны были голосовать за конституционную реформу, предусматривающую переход республики к пропорциональной избирательной системе. Депутаты от правящей партии, избранные по мажоритарной системе, сорвали принятие проекта, поскольку на протяжении многих лет заявляли, что видят проблематичность в таком переходе. Все это привело к тому, что оппозиционный сектор активировался, парламентская оппозиция объединилась с внепарламентскими политическими силами, протестующие вышли на улицы. За это время периодически проводились акции, дважды митинги были масштабными, дважды оппозиция посредством пикетов пыталась торпедировать работу законодательного органа, вследствие чего полиция применила силу.
На сегодня оппозиция действует в рамках закона, но в конце концов налицо недовольство как властью в целом, так и конкретными шагами правительства. И мы сейчас должны констатировать два подхода. Власти с одной стороны заявляют, что поскольку пакет поправок уже не принят, то уже нет возможности продолжать путь реформ и предстоящие в октябре 2020г. выборы должны быть проведены по смешанной избирательной модели, с порогом в 3%. В целом говорится о необходимости переговоров с оппозицией, несмотря на окончательность принятого решения. А оппозиция на данный момент выдвигает консенсусную модель, т.н. «немецкую модель» с грузинскими элементами.
В Конституции Грузии указано, что число депутатов парламента должно составлять 150, и мандаты распределяются по принципу 73 мажоритариям и 77 – избранным по пропорциональной системе, причем эти фиксированные цифры изменению не подлежат. А в классической немецкой модели этот подход иной, там нет четких цифр. Вот они и адаптируя все к грузинской реальности и конституции, выдвигают следующий тезис: если эти конституционные реформы не удастся по тем или иным причинам провести, они, вопреки обвинениям в адрес властей о провале этой законодательной инициативы, все же в качестве консенсусного варианта предложат парламентскому большинству принять 76 голосами эту адаптированную немецкую модель, которая позволит в условиях смешанной избирательной системы провести в 2020г. более демократические выборы.
Что предусматривает эта модель? В первую очередь, поскольку мажоритарная компонента сохраняется, этот избирательный пакет, исходя из сравнений, если говорить цифрами с выборов 2016г., представляет собою следующее: тогда «Грузинская мечта» получила в парламенте 115 мандатов, то есть сформировала конституционное большинство, причем 71 мандат достался именно по мажоритарной системе, остальные – по пропорциональной. Посему если бы данная модель заработала тогда, они получили бы 72 мандата, поскольку приоритет отдается пропорциональной системе. Согласно мнению оппозиции, это куда более демократическая модель, которая позволит сделать состав парламента еще разнообразней и не допустит формирования ни одной политической силой конституционного большинства, что приведет к достижению консенсуса и созданию коалиционного правительства.
Посему в данном случае есть два варианта. Оппозиция пытается за это время организовать митинги и мобилизовать сторонников также за пределами Тбилиси, если позиция властей не изменится. Между тем они уже в лице Кахи Каладзе заявили лидерам партий, что их подход окончательный, однако оставили люфт для переговоров с оппозицией.
Могут быть два сценария: согласно первому, ситуация не изменится и все продолжится, а волна протеста в этой тенденции постепенно сойдет на нет. С 2020 года начнут готовиться к выборам, которые будут проведены по смешанной системе с избирательным порогом в 3%.
Второй сценарий: фиксируется некая форс-мажорная ситуация, с применением полицией несоразмерной силы, могут сработать и другие факторы, и все это приведет к усилению волны протеста, и оппозиция сумеет заставить власти, как при посредничестве международных партнеров, как на фоне внутренних развитий, пойти на уступки и применить эту альтернативную модель на предстоящих выборах.
И в этом случае, если все это сработает, следует также ждать формирования в Грузии по итогам предстоящих выборов коалиционного правительства, поскольку если даже «Грузинская мечта» сумеет обеспечить максимальное число мандатов с регионов (на протяжении всех этих лет практически все власти на 90-100% формировали большинство посредством мажоритарной системы), им понадобятся дополнительные мандаты пусть даже маленькой фракции, с которой они смогут сформировать правящее большинство и установить свою власть.